Главная

Небесный Град

Истоки библейских тем в творчестве Есенина

Образ Небесного Града в творчестве Есенина

Библейские персонажи

Образы странников

Библиография

Приложение

 

Ссылки и цитаты

 

 

 

 

Небесный Град

1. Августин, Аврелий. О граде Божием (книги I–XIII) // Августин, Аврелий. Творения: [Перевод]. Cост. и подгот. текста С.И. Еремеева. Т. 3. – СПб. Киев: Алетейя: УЦИММ-Пресс, 1998. С. 463.

2.Бычков, В.В. Эстетика Аврелия Августина / В.В. Бычков. – М.: Искусство. 1984. С. 24 – 25.

3.Голубина книга сорока пядень: [Воспроизведение рукописи «Сборника Кирши Данилова»] // Древние Российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым; 2-е доп. изд. – М: Наука, 1977. С. 346. Л.92.

4.Лебедев, Л., прот. Патриарх Никон. Очерк жизни и деятельности // Богословские труды: Сб. двадцать четвертый. – М.: издат. Совет. рус. православ. церкви, 1983. С. 142.

5.Там же. С. 142.

6.Достоевский, Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. / Ф.М. Достоевский. – Л.: Наука, 1972–1990. Т. 14. С. 290.

7.Там же.

8.Там же. С. 57.

9.Толстой, Л.Н. Путь жизни / Л.Н. Толстой // Толстой, Л.Н. Полн. собр. соч. / Л.Н. Толстой. Репринтное воспроизведение издания 1928–1958 гг. – М.: Терра, 1992. Т. 45. С. 93.

10.Там же. С. 25.

11.Аскольдов, С.А. Религиозный смысл русской революции / С.А. Аскольдов // Там же. С. 248.

12.Бердяев, Н.А. Истина православия // Вестник русского западно-европейского  патриаршего экзархата, Париж. № 11. 1952. С. 7.

13.Бердяев, Н.А. Душа России // Русская идея: Сб. ст; сост. и авт. вступ. ст. М.А. Маслин. –М.: Республика, 1992. С. 303.

14.Там же. С. 36.

15.Там же.

16.Трубецкой, Е.Н. Два мира в древнерусской иконописи. Два мира в древнерусской иконописи. – М.: Путь, 1916. С. 42.

17.Трубецкой, Е.Н., кн. Умозрение в красках: Вопрос о смысле жизни в древнерус. религ. живописи. – М.: тип. т-ва И.Д. Сытина,1916. С. 9.

18.Там же. С. 9–11.

19.Трубецкой, Е.Н., кн. Два мира в древнерусской иконописи. С. 49.

20.Письмо Н.А. Клюева полковнику Д.М. Ломану цитируется по первой полной публикации: Вдовин, В.А.<Выступление Виталия Вдовина на вечере, посвященном 100-летию со дня рождения Н.А. Клюева (Малый зал Центрального дома литераторов, 22 октября 1984 г., Москва)> Комментарий Н.Г. Юсова // Вдовин, В.А. Факты – вещь упрямая: Труды о Есенине. – М.: Новый индекс, 2007. С. 552.

21.Там же.

22.Там же.

Истоки библейских тем в творчестве Есенина

1. Есенина, Е.А. В Константинове / Е.А. Есенина // С.А. Есенин в воспоминаниях современников: В 2-х т.; вступ. ст., сост. и коммент. А. Козловского. – М.: Худож. лит., 1986. Т. I. С. 29–30.

2. Там же. С. 33.

3. Розанов, И. Есенин о себе и других / И. Розанов. – М.: Никтинские субботники, 1926. С. 17.

4. Есенина, А.А. Родное и близкое / А.А. Есенина // С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Т. I. С. 70–71.

5. Там же.

6. Отчет Комитета Общества основного средне-учебного заведения смешанного типа в селе Спас-Клепиках, Рязанской губернии. – Рязань, 1911. С. 3.

7. Там же. С. 15.

8. Церковно-приходские школы и школы грамоты Российской империи в 1896–1897 г. (Извлечение из всеподданнейшего отчета Обер-Прокурора Святейшего Синода). – СПб., 1899 // Цитируется по: Там же. С. 489.

9. «Требуется пройти довольно обширную общеобразовательную программу и специально педагогическую. Кроме этого, ведутся уроки по музыке, иконописи…» // Летопись жизни и творчества С.А. Есенина. В пяти томах. Т. 1. 1895–1916. Общ. ред. Ю.Л. Прокушева. Научн. ред. тома Ю.Л. Прокушева. Составл. тома М.В. Скороходова и С.И. Субботина. Составл. разделов тома Е.А. Самоделовой, М.В. Скороходова, С.И. Субботина, Л.М. Шалагиновой, Ю.Б. Юшкина. Указатели М.В. Скороходова. – М.: ИМЛИ РАН, 2003. С. 490.

10. Московский городской народный университет имени А.Л. Шанявского. Исторический очерк. Слушатели университета. Общество взаимопомощи слушателей. Учебные планы и программы лекций. – М., 1914. С. 119.

11. Там же. С. 181.

12. Там же.

13. Субботин, С.И. Библиотека Сергея Есенина / С.И. Субботин // Есенин на рубеже эпох: итоги и перспективы: Материалы Международной конференции, посвященной 110-летию со дня рождения С.А. Есенина. – Рязань: Пресса, 2006. С. 331–355.

14. Ломан, Ю.Д. Федоровский городок / Ю.Д. Ломан // Воспоминания о Сергее Есенине; под общ. ред. Ю.Л. Прокушева; сост. и примеч. А.А. Есениной, Е.А. Есениной, К.Л. Зелинского, А.А. Козловского, С.П. Кошечкина, Ю.Л. Прокушева. – М.: Моск. рабочий, 1965.С. 161.

15. Там же.

 

Образ странника

Есенин мог быть знаком с трудами Паламы по курсу «Общей церковной истории» по книгам для священнослужителей, в которых содержались отрывки из его сочинений. Cм.: Летопись жизни и творчества С.А. Есенина. В пяти томах. Т. 1. 1895–1916. – М.: ИМЛИ РАН, 2003. С. 499.

Палама, Г. 3-я часть ТРИАДЫ I О свете, Божием просвещении, священном блаженстве и совершенстве во Христе. Ответ третий / Г. Палама // Палама, Г. Триады в защиту священно-безмолвствующих / Г. Палама; перев., послесл. и коммент. В.В. Бибихина. 2-е изд., стер. – СПб.: Наука, 2007. С. 63–64.

Характерно, что подобный интерес к образу России, Руси, как в историческом, так и в философском плане, мы встретим и в работах художников последней четверти XIX века начала XX века. Живописцы стремились создать цельный образ «исконной» России, ее «над-исторического» идеала.

В средневековой литературе, особенно в творчестве трубадуров, труверов, миннезингеров, рыцарское служение и поклонение даме воспринималось и как постижение Бога, восприятие Откровения.

«…для религиозного человека эта неоднородность пространства проявляется в опыте противопоставления священного пространства, которое только и является реальным, существует реально, всему остальному – бесформенной протяженности, окружающей это священное пространство»; «Когда священное проявляется в какой-либо иерофании, возникает не только разрыв однородности пространства, но обнаруживается некая абсолютная реальность, которая противопоставляется нереальности, всей огромной протяженности окружающего мира. Проявление священного онтологически сотворяет мир». Цитируется по: Элиаде, М. Священное и мирское / М. Элиаде; пер. с фр., предисл. и коммент. Н.К. Гарбовского. – М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 22.

Зобнин, Ю.В. Странник духа (о судьбе и творчестве Н. С. Гумилева) / Ю.В. Зобнин // Гумилев Н.С.: pro et contra: Личность и творчества Николая Гумилева в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. Сост., вступ. ст. и прим. Ю.В. Зобнина. – СПб.: Изд-во Рус. христиан. гуманит. ин-та, 1995. С. 12.

Гумилев, Н.С. Избранное / Н.С. Гумилев. – Смоленск: Русич, 1999. С. 100.

Богомолов, Н.А. Николай Гумилев / Н.А. Богомолов // Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов). Книга 2. – М., ИМЛИ РАН, Наследие, 2001. С. 448–449.


Бердяев, Н.А. Душа России / Н.А. Бердяев. – Л.: предприятие «Сказ», 1990. С. 12–13.

 


Евдокимов, П.Н. Искусство иконы. Богословие красоты. – Клин, 2005. С. 237.

Там же. С. 237–238.

 


«Пример странствующего Христа – излюбленного персонажа русского религиозного эпоса – сформировал в народном сознании отношение к странничеству как своеобразному духовному подвижничеству. Образ русского странника благодаря этому приобрел сакральные черты». См.: Воронова О.Е. Сергей Есенин и русская духовная культура С. 161.

Припачкин, И.А. Иконография Иисуса Христа / И.А. Припачкин. – М.: Паломник, 2001. С. 149; 210–211. Сакральный смысл подобных сюжетов проанализирован О.Е.Вороновой. См.: Воронова, О.Е. Сергей Есенин и русская духовная культура. С. 187.

Небесный Град

В ХХ главе Апокалипсиса создается образ тысячелетнего царства Христова: «Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. <…> Это – первое воскресение» (ХХ: 4–5).

 

В связи с этим важно привести слова Есенина в «Ключах Марии»: «Представление о воздушном мире не может обойтись без средств земной обстановки» (V, 197).

 

Курсив – М.Н.

 

Характерно, что в конце XIX – начале ХХ века появилось множество работ о личности и творчестве Августина Блаженного. Например, Скворцов, К.И. Августин Иппонийский как психолог / К.И. Скворцов – Киев: Тип. Губ. правл., 1870. С. 50–144, 179–222; Трубецкой, Е.Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке. Ч. I: Миросозерцание блаженного Августина / Е.Н. Трубецкой. – М.: Тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1892. С. 3–106; Иванцов-Платонов, А.М. Блаженный Августин о ересях / А.М. Иванцов-Платонов // Иванцов-Платонов, А.М. Ереси и расколы первых трех веков христианства / А.М. Иванцов-Платонов – М.: Унив. тип., 1877. С. 338–344; Верещагин, П.И. Плотин и блаженный Августин в их отношении к тринитарной проблеме / П.И. Верещагин // Православный собеседник. 1911. № 7–9. Аничков, Е.В. Очерк развития эстетических учений / Е.В. Аничков // История и теория эстетики. Вопросы теории и психологии творчества. 1915. Т. IV. Вып. 1. С. 12–21; Попов, И.В. Личность и учение блаженного Августина / И.В. Попов. – Сергиев Посад: Тип. Свято-Троиц. Сергиевой лавры, 1916. Ч. 1. С. 70–186; Ч. 2. С. 1–371; Булгаков, С.Н. Главы о Троичности. Экскурс. Учение об ипостаси и сущности в восточном и западном богословии / С.Н. Булгаков // Труды Православного богословского института. – Париж, 1928. Вып. I. С. 31–88.

 

Августин, Аврелий. О граде Божием (книги I–XIII) / Августин Аврелий // Августин, Аврелий. Творения: [Перевод]. Cост. и подгот. текста С.И. Еремеева. Т. 3. – СПб. Киев: Алетейя: УЦИММ-Пресс, 1998. С. 463.

 

De catech. Rud. 24, 12; а также De civ. Dei I 35, 57.

 

Как «civitas peregrina».

 

Бычков, В.В. Эстетика Аврелия Августина / В.В. Бычков. – М.: Искусство. 1984. С. 24 – 25.

 

Голубина книга сорока пядень: [Воспроизведение рукописи «Сборника Кирши Данилова»] // Древние Российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым; 2-е доп. изд. – М: Наука, 1977. С. 346. Л.92.

 

Воронова, О.Е. Наследие Есенина и эволюция национальной идеи в русском художественно-философском сознании / О.Е. Воронова // Наследие Есенина и русская национальная идея: современный взгляд. Материалы Международной научной конференции; под ред. О.Е. Вороновой, А.Н. Захарова. Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького РАН; Ряз. гос. пед. ун-т имени С.А. Есенина. – Рязань: РГПУ, 2005. С. 14.

 

Лебедев, Л., прот. Патриарх Никон. Очерк жизни и деятельности / протоиерей Лев Лебедев // Богословские труды: Сб. двадцать четвертый. – М.: издат. Совет. рус. православ. церкви, 1983. С. 142.

 

Там же. С. 142.

 

Достоевский, Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. / Ф.М. Достоевский. – Л.: Наука, 1972–1990. Т. 14. С. 290.

 

Там же.

 

Там же. С. 57.

 

Толстой, Л.Н. Путь жизни / Л.Н. Толстой // Толстой, Л.Н. Полн. собр. соч. / Л.Н. Толстой. Репринтное воспроизведение издания 1928–1958 гг. – М.: Терра, 1992. Т. 45. С. 93.

 

Там же. С. 25.

 

О.Е. Воронова отмечала органическую связь творчества Есенина и философии русской идеи Николая Бердяева. По ее мнению, «философу <…> удалось почувствовать взаимосвязь исконно русского китежского сознания с христианской эсхатологией, образа сокровенного града из русских утопических легенд – с взыскуемым небесным градом из евангельских пророчеств». На этой основе была сформирована им концепция русского мессианства, близкая представлениям Есенина об особом предназначении России. «Этим исканием града грядущего и проникнута есенинская утопия о русском граде Инонии, несущая в себе воплощение высших мессианских предначертаний…». См.: Воронова, О.Е. Наследие Есенина и эволюция национальной идеи в русском художественно-философском сознании / О.Е. Воронова // Наследие Есенина и русская национальная идея: современный взгляд. Материалы Международной научной конференции. С. 10. О.Е.Воронова говорила о тяготении (возможно, интуитивном) поэта к «новому направлению русского религиозного сознания, основанному на идеях духовного синтеза Н.Бердяева, Д.Мережковского, П.Флоренского и других представителей русского философского “ренессанса”». См. Воронова, О.Е. …Между религией и “русской идеей”: С.А. Есенин и Н.А. Бердяев / О.Е. Воронова // Столетие Сергея Есенина: Международный симпозиум. Есенинский сборник. Вып. III. С. 89.

Бердяев, Н.А. Истина православия // Вестник русского западно-европейского  патриаршего экзархата, Париж. № 11. 1952. С. 7.

 

Бердяев, Н.А. Душа России / Н.А. Бердяев // Русская идея: Сб. ст; сост. и авт. вступ. ст. М.А. Маслин. –
М.: Республика, 1992. С. 303.

 

Аскольдов, С.А. Религиозный смысл русской революции / С.А. Аскольдов // Там же. С. 248. (Курсив мой – М.Н).

 

Булгаков, С.Н. Героизм и подвижничество (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции) / С.Н. Булгаков // Там же. С. 35.

 

Там же. С. 36. (Курсив мой – Н.М.)

 

Там же.

 

Трубецкой, Е.Н. Два мира в древнерусской иконописи / Е.Н. Трубецкой, кн. Два мира в древнерусской иконописи. – М.: Путь, 1916. С. 42.

 

Трубецкой, Е.Н., кн. Умозрение в красках: Вопрос о смысле жизни в древнерус. религ. живописи / Кн. Е.Н. Трубецкой. – М.: тип. т-ва И.Д. Сытина,1916. С. 9.

 

Там же. С. 9–11.

 

Трубецкой, Е.Н., кн. Два мира в древнерусской иконописи. С. 49.

 

Письмо Н.А. Клюева полковнику Д.М. Ломану цитируется по первой полной публикации: Вдовин, В.А.<Выступление Виталия Вдовина на вечере, посвященном 100-летию со дня рождения Н.А. Клюева (Малый зал Центрального дома литераторов, 22 октября 1984 г., Москва)> Комментарий Н.Г. Юсова / В.А. Вдовин // Вдовин, В.А. Факты – вещь упрямая: Труды о Есенине / В.А. Вдовин. – М.: Новый индекс, 2007. С. 552.

 

Там же.

 

Там же.

Приложение

 

Вернуться на главную