ГлавнаяНебесный ГрадИстоки библейских тем в творчестве ЕсенинаОбраз Небесного Града в творчестве ЕсенинаБиблейские персонажиОбразы странниковБиблиографияПриложение |
Ссылки и цитаты |
|
Небесный Град1. Августин, Аврелий. О граде Божием (книги I–XIII) // Августин, Аврелий. Творения: [Перевод]. Cост. и подгот. текста С.И. Еремеева. Т. 3. – СПб. Киев: Алетейя: УЦИММ-Пресс, 1998. С. 463.2.Бычков, В.В. Эстетика Аврелия Августина / В.В. Бычков. – М.: Искусство. 1984. С. 24 – 25.3.Голубина книга сорока пядень: [Воспроизведение рукописи «Сборника Кирши Данилова»] // Древние Российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым; 2-е доп. изд. – М: Наука, 1977. С. 346. Л.92.4.Лебедев, Л., прот. Патриарх Никон. Очерк жизни и деятельности // Богословские труды: Сб. двадцать четвертый. – М.: издат. Совет. рус. православ. церкви, 1983. С. 142.5.Там же. С. 142.6.Достоевский, Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. / Ф.М. Достоевский. – Л.: Наука, 1972–1990. Т. 14. С. 290.7.Там же.8.Там же. С. 57.9.Толстой, Л.Н. Путь жизни / Л.Н. Толстой // Толстой, Л.Н. Полн. собр. соч. / Л.Н. Толстой. Репринтное воспроизведение издания 1928–1958 гг. – М.: Терра, 1992. Т. 45. С. 93.10.Там же. С. 25.11.Аскольдов, С.А. Религиозный смысл русской революции / С.А. Аскольдов // Там же. С. 248.12.Бердяев, Н.А. Истина православия // Вестник русского западно-европейского патриаршего экзархата, Париж. № 11. 1952. С. 7.13.Бердяев, Н.А. Душа России // Русская идея: Сб. ст; сост. и авт. вступ. ст. М.А. Маслин. –М.: Республика, 1992. С. 303.14.Там же. С. 36.15.Там же.16.Трубецкой, Е.Н. Два мира в древнерусской иконописи. Два мира в древнерусской иконописи. – М.: Путь, 1916. С. 42.17.Трубецкой, Е.Н., кн. Умозрение в красках: Вопрос о смысле жизни в древнерус. религ. живописи. – М.: тип. т-ва И.Д. Сытина,1916. С. 9.18.Там же. С. 9–11.19.Трубецкой, Е.Н., кн. Два мира в древнерусской иконописи. С. 49.20.Письмо Н.А. Клюева полковнику Д.М. Ломану цитируется по первой полной публикации: Вдовин, В.А.<Выступление Виталия Вдовина на вечере, посвященном 100-летию со дня рождения Н.А. Клюева (Малый зал Центрального дома литераторов, 22 октября 1984 г., Москва)> Комментарий Н.Г. Юсова // Вдовин, В.А. Факты – вещь упрямая: Труды о Есенине. – М.: Новый индекс, 2007. С. 552.21.Там же.22.Там же.Истоки библейских тем в творчестве Есенина
3. Розанов, И. Есенин о себе и других / И. Розанов. – М.: Никтинские субботники, 1926. С. 17. 4. Есенина, А.А. Родное и близкое / А.А. Есенина // С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Т. I. С. 70–71. 6. Отчет Комитета Общества основного средне-учебного заведения смешанного типа в селе Спас-Клепиках, Рязанской губернии. – Рязань, 1911. С. 3. 8. Церковно-приходские школы и школы грамоты Российской империи в 1896–1897 г. (Извлечение из всеподданнейшего отчета Обер-Прокурора Святейшего Синода). – СПб., 1899 // Цитируется по: Там же. С. 489. 9. «Требуется пройти довольно обширную общеобразовательную программу и специально педагогическую. Кроме этого, ведутся уроки по музыке, иконописи…» // Летопись жизни и творчества С.А. Есенина. В пяти томах. Т. 1. 1895–1916. Общ. ред. Ю.Л. Прокушева. Научн. ред. тома Ю.Л. Прокушева. Составл. тома М.В. Скороходова и С.И. Субботина. Составл. разделов тома Е.А. Самоделовой, М.В. Скороходова, С.И. Субботина, Л.М. Шалагиновой, Ю.Б. Юшкина. Указатели М.В. Скороходова. – М.: ИМЛИ РАН, 2003. С. 490. 10. Московский городской народный университет имени А.Л. Шанявского. Исторический очерк. Слушатели университета. Общество взаимопомощи слушателей. Учебные планы и программы лекций. – М., 1914. С. 119. 13. Субботин, С.И. Библиотека Сергея Есенина / С.И. Субботин // Есенин на рубеже эпох: итоги и перспективы: Материалы Международной конференции, посвященной 110-летию со дня рождения С.А. Есенина. – Рязань: Пресса, 2006. С. 331–355. 14. Ломан, Ю.Д. Федоровский городок / Ю.Д. Ломан // Воспоминания о Сергее Есенине; под общ. ред. Ю.Л. Прокушева; сост. и примеч. А.А. Есениной, Е.А. Есениной, К.Л. Зелинского, А.А. Козловского, С.П. Кошечкина, Ю.Л. Прокушева. – М.: Моск. рабочий, 1965.С. 161.
Образ странникаЕсенин мог быть знаком с трудами Паламы по курсу «Общей церковной истории» по книгам для священнослужителей, в которых содержались отрывки из его сочинений. Cм.: Летопись жизни и творчества С.А. Есенина. В пяти томах. Т. 1. 1895–1916. – М.: ИМЛИ РАН, 2003. С. 499.
Палама, Г. 3-я часть ТРИАДЫ I О свете, Божием просвещении, священном блаженстве и совершенстве во Христе. Ответ третий / Г. Палама // Палама, Г. Триады в защиту священно-безмолвствующих / Г. Палама; перев., послесл. и коммент. В.В. Бибихина. 2-е изд., стер. – СПб.: Наука, 2007. С. 63–64. Характерно, что подобный интерес к образу России, Руси, как в историческом, так и в философском плане, мы встретим и в работах художников последней четверти XIX века начала XX века. Живописцы стремились создать цельный образ «исконной» России, ее «над-исторического» идеала. В средневековой литературе, особенно в творчестве трубадуров, труверов, миннезингеров, рыцарское служение и поклонение даме воспринималось и как постижение Бога, восприятие Откровения. «…для религиозного человека эта неоднородность пространства проявляется в опыте противопоставления священного пространства, которое только и является реальным, существует реально, всему остальному – бесформенной протяженности, окружающей это священное пространство»; «Когда священное проявляется в какой-либо иерофании, возникает не только разрыв однородности пространства, но обнаруживается некая абсолютная реальность, которая противопоставляется нереальности, всей огромной протяженности окружающего мира. Проявление священного онтологически сотворяет мир». Цитируется по: Элиаде, М. Священное и мирское / М. Элиаде; пер. с фр., предисл. и коммент. Н.К. Гарбовского. – М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 22.
Богомолов, Н.А. Николай Гумилев / Н.А. Богомолов // Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов). Книга 2. – М., ИМЛИ РАН, Наследие, 2001. С. 448–449.
«Пример странствующего Христа – излюбленного персонажа русского религиозного эпоса – сформировал в народном сознании отношение к странничеству как своеобразному духовному подвижничеству. Образ русского странника благодаря этому приобрел сакральные черты». См.: Воронова О.Е. Сергей Есенин и русская духовная культура С. 161. Небесный Град
Приложение
|