Главная

Небесный Град

Образ Небесного Града в творчестве Есенина

Библейские персонажи

Образы странников

Ссылки

Библиография

Приложение

 

Истоки библейских тем и мотивов в творчестве

С.А. Есенина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проникнутость творчества Есенина христианскими темами и мотивами неслучайна. Истоки такого интереса были заложены еще в детстве поэта. Большое влияние на него оказал семейный уклад – религиозность деда (Ф.А. Титова) и бабушек (Н.Е. Титовой и А.П. Есениной), матери (Т.Ф. Титовой).

Сестра поэта, Е.А. Есенина, вспоминала: «После смерти дедушки бабушка Аграфена Панкратьевна осталась с малолетними детьми <...>. Основным доходом ее стали жильцы: художники, работавшие в нашей церкви, и монахи, ходившие по деревням с чудотворными иконами»1. «Когда мать ушла от Есениных, – писала Е.А. Есенина, – дедушка взял Сергея к себе… Каждое воскресенье он <дедушка> идет в церковь к обедне»2.

Много позже Есенин говорил Ивану Розанову: «Оглядываясь на весь пройденный путь, я все-таки должен сказать, что никто не имел на меня такого значения, как мой дед. Ему я больше всего обязан. Это был удивительный человек. Яркая личность, широкая натура, “умственный мужик”… О нем я говорю в своем стихотворении “Пантократор”»3 .

О жизни другой бабушки вспоминала сестра поэта А.А. Есенина: «<...> Совершенно иной жизнью в своей семье жила бабушка Наталья <Наталья Евтеевна (Евтихиевна), в девичестве Кверденева; 1846–1911>. Она была человеком тихим, кротким, добрым и ласковым. Была она набожна и любила ходить по монастырям».4 Впоследствии Есенин вспоминал об этой своеобразной атмосфере дома, о первых духовных и литературных впечатлениях: «Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по селам, пели духовные стихи о прекрасном рае, <…> госте из града неведомого» (VII (1); 14)*. Описанный позднее во многих стихах путь странника-богоискателя проходил неоднократно и сам поэт: «С восьми лет бабка таскала меня по разным монастырям, из-за нее у нас вечно ютились всякие странники и странницы, распевались разные духовные стихи» (VII (1); 20).


Вместе с бабушкой Есенин совершал паломничества в близлежащие монастыри. В пути он знакомился с легендами, сказаниями, частушками, сказками. Сам поэт вспоминал в 1924 году: «Первые мои воспоминания относятся к тому времени, когда мне было три-четыре года. Помню: лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который от нас верстах в 40. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: “Иди, ягодка, Бог счастье даст”» (VII (I); 14).
Против дома Ф.А.Титов в благодарение Богу за свои удачи в Петербурге поставил часовенку.

 

Николо-Радовицкий монастырь

 

Большое влияние на поэта, позднее отразившееся в его творчестве, оказали иконы, бывшие в доме деда. В доме Ф.А. Титова, по словам Е.А. Воробьевой, «десять икон было в два ряда во весь угол. Казанская Божья Матерь, Тихоновская <Тихвинская> Божья Матерь, Николай Угодник-чудотворец. Потом была икона, гроши ей подают от пожара в церкви <Неопалимая Купина>. Потом Серафим угодник, потом у нас была Иверская Божья Матерь. Еще благословение папы с мамой. И дедушкино благословение было, и крестного благословение. Это когда венчают и потом благословляют, то эта икона так и остается»5. Иконы создали тот визуальный образ, фон, который затем ассоциативно, аллюзивно проявился в произведениях поэта. Иконописные образы, вошедшие в жизнь Есенина в детстве, стали героями его произведений, знаками постижения бытия его лирическим героем.

Характерно, что много позже в статье «Ключи Марии» он напишет о восприятии архаичным человеком мира и о его уподоблении всех непонятных небесных процессов земным: «И, разматывая клубок движений на земле, находя имя всякому предмету и положению, научившись защищать себя от всякого наступательного явления, он решился теми же средствами примирить себя с непокорностью стихий и безответностью пространства. Примирение это состояло в том, что кругом он сделал, так сказать, доступную своему пониманию расстановку» (V; 196).

 

 

 

 

Учеба во Спас-Клепиковской второклассной школе оказало большое воздействие на личность Есенина. Это учебное заведение отличалось основательным подходом и гуманными методами обращения со школьниками. В «Инструкции Педагогическому Совету» было сказано, что «заведение в с. Спас-Клепиках ставит себе целью подготовить учеников к жизни, т.е. дать им возможность по окончании курса самостоятельно разбираться во всех жизненных вопросах и критически относиться ко всем окружающим их явлениям» 6. Обучение здесь строилось на новаторских принципах. Так, в школе не было «репрессий, <…> отметок, ставящих ученика во враждебное отношение к преподавателям». Главное внимание обращалось на воспитание учащихся «в духе церковно-религиозном». Преподаватели должны были заботиться о том, «чтобы укрепить в детях живое благочестие и преданность православной церкви, и воспитать добрые нравственные навыки»12. Изучение иконописи также входило в программу занятий во второклассных школах.

 

 

 

 

 

 

 

 

Важное значение в формировании мировоззрения будущего поэта сыграло и его обучение в Московском городском народном университете им. А.Л. Шанявского на историко-философском цикле академического отделения. Этот университет был в тот период едва ли не самым передовым учебным заведением страны: лучшие профессора, прекрасная научная библиотека привлекали сюда слушателей.

Основной задачей преподавания на этом цикле являлось «приобретение… серьезных познаний <…> в размере, достаточном для выработки в себе сознательного отношения к окружающей действительности и для плодотворного участия в гражданской жизни, а также для дальнейшей работы на научном поприще»13. В Учебный план историко-философского цикла 1913–1914 гг. входила русская история XIX века, история русской литературы середины XIX века (преподаватель – П.Н. Сакулин), история зарубежной литературы эпохи Возрождения (М.Н. Розанов), новая русская литература (А.Е.Грузинский) и др. В учебный план 1914–1915 гг. еще и «Древне-русская литература в связи с устно-народною» (М.Н. Сперанский), «Русская литература второй половины XVIII века» (А.Е. Грузинский). Характерно, что в программу по русской литературе второй половины XIX века (Ю.П. Айхенвальд) были включены семинары – «Лев Толстой, как художник. Его место в нашей литературе. <…> Анализ его сочинений с эстетической и философско-психологической стороны», а также «Творчество Достоевского. Понимание человеческой души, явленное в его книгах: душа, как смута и как тишина, как боль и как безумие и как высшая просветленность» 14.

Важно такое внимание в учебной программе именно к творчеству этих писателей, ведь в их произведениях особенно полно отразилось искание высшей гармонии русским человеком и тяжелый путь к ее обретению. Такая обширная программа, глубокий университетский подход не могли не повлиять на формирование личности будущего поэта, на отраженное в его творчестве понимание сути вещей и явлений.

 

 

 

С 20 апреля 1916 г. до середины марта 1917 г. Есенин служил в Царском Селе в качестве санитара в Царскосельском военно-санитарном поезде № 143 имени императрицы Александры Федоровны. Полковник Д.Н. Ломан (в его ведении находился поезд и лазарет), под началом которого служил поэт, был ктитором Федоровского городка. Он создавался как центр «Общества возрождения художественной Руси». Ю.Д. Ломан впоследствии вспоминал: «По вечерам в гостиной или кабинете отца собирались художники, архитекторы, музыканты, собиратели древностей и литераторы. Велись горячие споры о русской старине, о чистоте нашей речи и о возрождении художественной Руси»15 . Гостями таких вечеров были художники В.М. и А.М. Васнецовы, М.В. Нестеров, Н.К. Рерих, И.Я. Билибин; архитекторы А.В. Щусев, А.В. Померанцев и С.С. Кречинский, приходил руководитель великорусского оркестра В.В. Андреев, коллекционер древних русских икон академик Н.П. Лихачев привозил показывать редчайшие древние иконы. На этих собраниях бывал и Есенин.

Эти вечера не могли не оставить впечатления в его душе, ведь тема обращения к истокам, корням русской культуры и искусства была значима и для него. Знакомство с выдающимися художниками способствовало формированию у поэта особого, подчас «живописного» подхода к своим произведениям.

 

 

Презентация

Таким образом, все формирование личности Есенина (семейная обстановка, обучение в Спас-Клеписковской учительской школе, Московскомъ городском университете имени А.Л. Шанявскаго) подготовляло поэта к восприятию всей совокупности современных ему и актуальных в тот период философских идей и глубокой литературно-религиозной традиции.

* - здесь и далее в тексте даются ссылки на Полное собрание сочинений С.А. Есенина; в скобках римскими цифрам обозначаются номер тома, арабскими цифрами - номер страницы.

 

Вернуться на главную