Творческий путь

Лирика

Эссе, новеллы, воспоминания

Фотогалерея

Критические отзывы и заметки

В кругу писателей и поэтов

Библиография

 

Биография

Валерий Николаевича Савостьянова

\

Книги и коллективные сборники, в которых печатался и продолжает публиковать свои стихи Валерий Савостьянов

 

Савостьянов Валерий Николаевич родился 2 сентября 1949 года в с. Сергиевское Болоховского (ныне Киреевского) района Тульской области. Детство его прошло в этом селе и в деревне Нижние Присады, а юность — в посёлке Криволучье, куда он в возрасте 10 лет переехал с родителями и где в 1966 году окончил среднюю школу №51. Несколько позднее посёлок Криволучье вошел в черту города Тулы — так Валерий Савостьянов  стал городским жителем. А далее диплом Тульского политехнического института, работа на шахтах Подмосковья и Донбасса, в Киреевских центральных электромеханических мастерских и снова Тульский политехнический институт, где Валерий долгие годы работал инженером, электронщиком, заведующим лабораторией.
Стихи пишет с детства. Первое стихотворение опубликовано в заводской газете «Металлург» в мае 1963 года, когда ему было 13 лет. Стихи печатались во многих  областных,  районных и заводских газетах Тульской области, особенно часто в газете «Молодой коммунар». Были также важные для поэта публикации во всесоюзных журналах «Наш современник», «Литературная учёба», «Студенческий меридиан», «Советский шахтёр», «Молодёжная эстрада», «Юный натуралист» и др., в различных коллективных сборниках. Последняя такая публикация в журнале «Молодая гвардия» в 2003 году.
Валерий Савостьянов был участником 7-го и 8-го Всесоюзных совещаний молодых поэтов в Москве в семинарах Николая Старшинова (1979 год) и Роберта Рождественского (1984 год).
Из всех публикаций в коллективных сборниках своим объёмом (приблизительно 1 авторский лист) выделяется публикация «Отчий берег» в сборнике «Грибные росы» (Приокское книжное издательство, Тула, 1983 год) — фактически это была первая книга поэта, но, как это тогда часто практиковалось, книга в коллективном сборнике.
После этого были и отдельные книги:

  •  "Календарь". Стихи. Тула ("Приокское книжное из-во", 1984)

  • "Товарищ мой". Стихи. Москва (из-во «Современник», 1984)

  • "Лебедь с девичьим лицом". Любовная лирика, поэма. Москва (из-во "Современник", 1989)

  • "Деревенская школа" Стихи. Тула ("Приокское книжное из-во", 1991)

  • "Объятья Селигера и Оки" Сборник стихотворений. Тула (издательство "Левша", 2003г.)

  • Однолюб: Книга новых стихотворений. Тула: "Гриф и К", 2005.

  • "Последние фронтовики". Книга новых стихотворений. Тула, "Гриф и К", 2007.

  • "В эпоху нежности". Новые стихотворения. Эссе. Тула: «Гриф и К», 2009.

Ныне Валерий Савостьянов — член Союза писателей России, лауреат различных поэтических конкурсов, последний из которых — «Тула – наш общий дом». На Пушкинском празднике поэзии Валерию Савостьянову вручена Почетная грамота Управы города Тулы за активное участие в культурно-творческой жизни города.
К сорокалетию творческой деятельности поэтом подготовлена книга новых стихотворений «Русский крест», получившая положительную оценку авторитетного московского критика Михаила Числова, а также Валентина Васильевича Сорокина — одного из известнейших мастеров современной поэзии, проректора Литературного института, лауреата Государственной премии России (см. «Из породы однолюбов», Михаил Числов // «Российский писатель», №10(37), — Москва, 2002, июнь).

Валерий Савостьянов — первый председатель и руководитель областного литературного объединения–клуба «Голос». Руководитель поэтических семинаров областных Совещаний молодых тульских литераторов. Он один из составителей коллективных сборников «Великий май», «Ветер времени над полем Куликовым», антологии тульской поэзии «Наши современники».  В 2005 и в 2006 годах за патриотическую направленность его творчества он удостоен юбилейных медалей «100 лет со дня рождения М.А.Шолохова» и «100 лет со дня рождения  Мусы Джалиля».
Поэзия Валерия Савостьянова подкупает своей искренностью, лиризмом, достоверностью событий, философской простотой. Поэт в стихах показал способность находить новые свежие неожиданные метафоры, эпитеты, рифмы, поэтические образы, придающие стихотворениям красочность и полнозвучность.
«Уметь писать стихи — не значит ещё быть поэтом: все книжные лавки завалены доказательствами этой истины», — так считал Виссарион Белинский. Первый признак поэта — умение передавать, рисовать то, что он видит, понимает, осознаёт. Этой способностью Валерий Савостьянов обладает вполне, он довольно верно подмечает такие черты в окружающей действительности, которые хорошо и наглядно воссоздают всю картину воображения читателя.


Краткие сведения об авторе даны также в Тульском биографическом словаре (Тула, издательство «Пересвет», 1996) и в Российском автобиобиблио­графическом ежегоднике «На пороге 21 века» (Издательство «Московский Парнас», Москва, 1998, 1999, 2000).

 

 

 

АНКЕТА ТУЛЬСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ДЛЯ ГАЗЕТЫ "РОССИЙСКИЙ ПИСАТЕЛЬ"

Ф.И.О.                         ВАЛЕРИЙ  САВОСТЬЯНОВ

  1. Над чем Вы сейчас работаете?

Над новыми стихотворениями. В этом году написал цикл стихотворений «Последние фронтовики», посвящённый 65-летию Битвы под Москвой и Обороны Тулы, цикл стихотворений, посвящённый предстоящему 500-летию Тульского кремля, а также и другие стихи. Надеюсь, что соберу их в книгу, название которой пока не знаю.
Как составитель работаю над сборником стихотворений 12-ти лучших современных тульских поэтов «Двенадцать тульских дорог» (идею дала книга «Двенадцать дорог», составленная незабвенным Николаем Константиновичем Старшиновым).
Как заместитель главного редактора нашего нового регионального журнала «Приокские зори» веду в нём отдел поэзии.

  1. Где публикуетесь? Как обстоят дела с выходом Ваших книг?
    Ещё в 2001 году подготовил рукопись книги новых стихотворений «Русский крест». Её отрецензировал и написал к ней предисловие недавно покинувший нас Михаил Матвеевич Числов, на мой взгляд, один из лучших русских критиков. Царствие ему небесное и низкий земной  поклон! Это предисловие, кстати, было опубликовано в «Российском писателе» в 2002 году. И вот уже шестой год жду своей очереди на издание этой книги, жду т.н. «губернаторских» денег. И не знаю: дождусь ли её выхода хотя бы к своему юбилею. А пока вот жду, за свои кровные, отрывая их от семейного бюджета, выпустил две книжечки стихов: «Объятья Селигера и Оки» и «Однолюб»…

Что касается публикаций — в основном это литературная страница нашей городской газеты «Тула», новомосковский альманах «НЛО», альманах «Прикосновение» и теперь вот наш журнал «Приокские зори». Ну, ещё сборник тульской писательской организации «Иван-Озеро» и несколько других коллективных сборников сугубо местного значения, вышедших мизерными тиражами. Исключение — только журнал «Молодая гвардия», где благодаря Евгению Юшину прошла моя небольшая подборка. Очень хочется, чтобы было больше московских и иных публикаций, чтобы хотя бы «Наш современник» не забывал, что он — наш и что я — один из его авторов ещё викуловского «набора».

  1. Наиболее значительные, на Ваш взгляд, работы писателей-туляков за последние годы?

Из прозы: книги ныне, к сожалению, покойного Николая Дружинина «Тульский рубеж», «Без вести пропавшие» и «С любимыми не расставайтесь», Натальи Парыгиной «Любой ценой» и «Сын», Алексея Яшина «Живые шахматы», Валерия Маслова «Ближняя дача», Александра Костюхина «Сквозь ветви яблонь», Александра Жукова «Земля Ивана Кускова», Николая Смирнова «Живица»  и «Сталиногорцы», Вячеслава Кузнецова «Возвращение в сны», Дмитрия Ракитина «Дыхание земли», Александра Пешкова «Святогорская книга», Виктора Грекова «Кара», документально-художественная книга Николая Минакова «Опалённые войной».
Из поэзии:     «Избранное» и «Твердь родимая» Виктора Пахомова, «Избранное» Владимира Сапронова, «Цвета побежалости» Валерия Ходулина, «Вечерница» Михаила Крышко, «Озвученное время» Николая Боева, «Избранное» Валентина Киреева, «Над городом» Александра Топчия. И, конечно, посмертное издание «Избранного» Владимира Суворова.
Книги, состоящие одновременно из прозы и стихов: «Сполохи памяти» ныне покойного Владимира Большакова и «Сказки Иван-озера» Алексея Логунова.

                            15 апреля 2007 года.                                        г. Тула

Анкета опубликована в «Тульской тетради»  газеты «Российский писатель» — № 17-18 (165-166), сентябрь 2007 года

 

Анкета для «Литературной газеты»

ВАЛЕРИЙ  САВОСТЬЯНОВ

 

  1. Над чем Вы сейчас работаете?

В июле этого года вышла моя новая книга «Последние фронтовики», посвящённая памяти поэтов-фронтовиков Николая Константиновича Старшинова и Александра Марковича Николаева, а также всех фронтовиков, поддержавших меня на моём тернистом поэтическом пути. В ней собраны, в основном, новые патриотические, социально-философские стихотворения, пронизанные уважением к фронтовикам, благодарностью им за Великую Победу, горечью оттого, что их, фронтовиков, остаётся всё меньше и меньше. Появились уже первые неравнодушные читатели, первые рецензии…
В августе закончил воспоминания о поэте Николае Дмитриеве, с которым мне посчастливилось дружить. Воспоминания назвал строчкой из его известного стихотворения «И люблю я тебя одиноко…». Постарался выразить в них всю мою боль по поводу его преждевременного ухода, всё моё  ощущение одиночества из-за потери друга…
В сентябре руководил семинаром поэзии Совещания литераторов Тульской области, а перед этим, естественно, пришлось прочитать и отметить достоинства и недостатки нескольких десятков рукописей начинающих, молодых и уже не очень молодых поэтов. Помогало то, что весной этого года, будучи в жюри ежегодного городского конкурса «Ступени», я уже познакомился с творчеством некоторых из них. Ну и, конечно, то, что я уже давно слежу за творчеством молодых поэтов нашего региона, как раньше говорилось, курирую его от нашего Тульского отделения СП России. Очень надеюсь, что мне повезёт, и однажды я обнаружу молодого поэта, равного, а может быть, и большего потенциала, чем в своё время потенциал моего друга Николая Дмитриева…
Задумана новая книга стихотворений. На этот раз книга лирики, и я даже знаю её название: «В эпоху нежности». Хотелось бы, чтобы после моих лирических книг «Лебедь с девичьим лицом» и «Объятья Селигера и Оки» этот, мой уже не первый блин, не стал бы комом. Поэтому спешить не намерен и стучу по дереву…

  1. Как складывается журнально-издательская судьба Ваших произведений?

Сегодня большинство из нас, писателей, жалуется на то, что сейчас трудно найти дорогу к читателю, трудно издаваться.  Можно по-разному относиться к вопросу публикации собственных произведений. Иногда даже полезно, чтобы, вроде бы уже готовая, рукопись полежала на письменном столе. И тогда твой письменный стол начинает выполнять роль драги, отсеивающей пустую породу и намывающей драгоценный металл. Так что жаловаться на судьбу и время не хочу, какими бы жестокими они ни были по отношению к моему творчеству.
Да и не к лицу мне, одному из немногих поэтов-туляков, автору когда-то знаменитого издательства «Современник» и до сих пор знаменитого журнала «Наш современник», жаловаться на судьбу. Вот и в этом году она преподнесла мне свой неожиданный подарок: моё стихотворение «Одиночество поэта», посвящённое памяти Николая Дмитриева, опубликовала аж сама «Литературка»! Однако, замечу как бы вскользь, что все три мои книги нового века были изданы за счёт автора, за мой счёт, за счёт средств, вырванных из нашего скудного семейного бюджета. За что, разумеется, низкий поклон моей жене и уже выросшим и ставшим на ноги детям.
А книга моих новых стихотворений «Русский крест», рукопись которой была готова ещё в 2001 году, и которую в 2002 году, опубликовав к ней предисловие в газете «Российский писатель», благословил известный критик Михаил Числов, ныне уже, к сожалению, покойный — и до сегодняшнего дня ещё не вышла, уже седьмой год ждёт губернаторского финансирования. Очень хочется, чтобы она появилась хотя бы к моему, уже не столь далёкому, юбилею. Надеюсь!

  1. Какие работы Ваших товарищей и коллег по перу Вас порадовали или огорчили?

Порадовали за последние годы работы многих моих друзей, писателей-туляков.
Из прозы: это книги ныне, к сожалению, уже покойного Николая Дружинина «Тульский рубеж», «Без вести пропавшие» и «С любимыми не расставайтесь». Книги Натальи Парыгиной «Любой ценой» и «Сын», Алексея Яшина «Живые шахматы», Валерия Маслова «Ближняя дача», Александра Костюхина «Сквозь ветви яблонь», Александра Жукова «Земля Ивана Кускова», Николая Смирнова «Живица»  и «Сталиногорцы», Вячеслава Кузнецова «Возвращение в сны», Дмитрия Ракитина «Дыхание земли», Александра Пешкова «Святогорская книга», Виктора Грекова «Пропадай, моя телега», документально-художественная книга Николая Минакова «Опалённые войной».
Из поэзии:     «Избранное» и «Твердь родимая» Виктора Пахомова, «Избранное» Владимира Сапронова, «Цвета побежалости» Валерия Ходулина, «Вечерница» Михаила Крышко, «Озвученное время» Николая Боева, «Избранное» Валентина Киреева, «Над городом» Александра Топчия. И, конечно, посмертное издание «Избранного» Владимира Суворова.
Книги, состоящие одновременно из прозы и стихов: «Сполохи памяти» ныне покойного Владимира Большакова и «Сказки Иван-озера» Алексея Логунова.
Увы! Безусловно, есть и книги, которые меня огорчили. Но зачем вспоминать о них здесь? Творческий процесс — это эксперимент, и он не всегда бывает удачен. Но учёные говорят, что даже отрицательный результат эксперимента — всё-таки результат. И он тоже в каком-то смысле полезен.
Главное, не останавливаться в своём творчестве, идти вперёд и вперёд. А там уж как Бог решит. Так что — дай нам Бог!..
Валерий Савостьянов.
12 сентября 2007 года
г. Тула
Анкета опубликована в «Колонке на троих» «Литературной газеты» (в сокращении) —  №40 (6140) от 3-9 октября 2007 года

 

СЛЕДЫ

На пашнях отпечатанные четко,
Вкрапленные и в камни, и во льды,
Задумчиво и медленно, как четки,
Перебираю в памяти следы, -
Следы, что на земле родной оставил.
Ну, чем они так дороги мне? Чем? –
Ничем я эту землю не ославил
И не прославил, в общем-то, ничем.
Как многие живущие на свете,
За дело свое трудное берясь,
Я был – всего-то! – за него в ответе,
Лицом стараясь не ударить в грязь.
Но все же рад, что я – не из последних,
К работе вкус с младенчества познав,
Что величал отец меня «наследник»,
«Нахлебником» ни разу не назвав.

 

СЫН  КУЗНЕЦА

И  МЕДСЕСТРЫ

 

Прилежней нет в селе чтеца:
Всю ночь порой на кухне.
Сын медсестры и кузнеца
Давно уж не был в кузне.

Уходит в лес он, жжёт костры —
И вот уж свищут птицы:
Сын кузнеца и медсестры
Чурается больницы.

«Сынок, пора бы выбирать!
Чем будешь ты кормиться? —
Мальчишку спрашивает мать, —
Не кузня, так больница…»

«Сынок, никак я не пойму, —
Отец пытает парня, —
Что ближе сердцу твоему:
Шприцы иль наковальня?..»

Щепотка соли, пять картох,
Тетрадка в рюкзачишке.
Что выбирать, коль выбрал Бог
И свет Его в мальчишке?..

И смят листок — сто слабых строк
В костре пылают новом.

Зачем пытать?  Пытает Бог,
Пытает парня Словом!

Вот он с тетрадочкой худой,
Худой, но увлечённый,
Поёт, обедая водой
С картошкою печёной.

А что поёт?  Стихи поёт,
На слух стыкуя звуки.
И снова пишет,
Снова рвёт
В бреду блаженной муки!

Будь счастлив, парень!
Пой, чудак!..

Но встретится девчонка —
И бросит оземь свой рюкзак
Небритый мужичонка!

И проклянёт свой дар,
Свой труд,
Где никакой зарплаты:
Стихи не сеют, мол, не жнут —
И не годятся в сваты!

И вспомнит мамины бинты,
Огонь отцова горна…
А Бог посмотрит с высоты —
И засмеётся горько!..

 

НЕ  ГАСИ  МОЮ  СВЕЧУ

Не гаси мою свечу,
О, Всемилостивый Боже —
Я ещё воспеть хочу
Ту любовь, что всех дороже.

Ту любовь, что даришь мне
В пору старости бесплодной —
К сыновьям моим, к жене,
К нашей кошке беспородной.

И к рассаде, и к цветам,
На окне моём живущим,
И к сияющим листам,
Строчки новые зовущим…

Не вели меня казнить —
Я иду, не зная броду.
Дай мне что-то объяснить
Драгоценному народу!

Что — пока не знаю сам.
Но в годину испытаний,
Верю, дашь моим устам
Нежность словосочетаний, —

Чтоб не ядом напитать,
Не отмщением, не болью,
Чтоб молитвой отшептать,
Чтоб спасти его любовью!..

 

ГРАФОМАН

Говорят, что жить поэту сладко:
Даже муки творчества — сладки…
В доме ни уюта, ни порядка —
В нём теперь живут черновики.

Я от них порою чуть не плачу,
Прячусь, чтоб не взяли в оборот:
Уезжаю по весне на дачу —
Строю
И копаю огород.

Но и там извечная дилемма:
Вот полы не настелю никак —
Распилил я доски,
А поэма
Вмиг облюбовала мой верстак.

Я сказал ей: «Дорогая, встаньте:
Хватит, не мальчишка я уже!
Вдруг жена заявится некстати,
Ну а вы лежите неглиже.

Так и до развода недалече!..»
Но как не гоню я сатану —
Знает, что сейчас возьму за плечи
И в её объятьях утону…

   Э Л Е К Т Р О Н Щ И К

Рядовой особой медицины,
Надевал я кипенный халат,
В сумочке моей полно «вакцины»:
Чистый спирт, припой, денатурат,

Канифоли разведённой капель
Этак сто в аптечном пузырьке,
А пинцет обточенный
И скальпель —
В боковом кармане, в пиджаке.

На ремонт нацеленный, на пайку,
Я, всегда в готовности  «один»,
Шёл по «вычислительному парку»
С головой, не знающей седин.

И в минуты штурма и аврала
Жизнь до капли отдавалась вся,
Чтоб моя «Наири» оживала,
В хаос мира
Строгость привнося.

Сборщик, регуляторщик, настройщик,
Двадцать ослепительнейших лет
Я гордился званьем электронщик
И  не очень верил, что поэт…

Но взяла поэзия за шкирку,
Чтоб о годах канувших не выть, —
И, как юность, 
Милую «Наирку»
Вдохновенным словом оживить!

Чтоб от горя сердце не седело —
И, не ощущая пустоты,
Перенять бы нынешнее дело
Захотело прежнего
Черты.

Чтоб,  когда безвыходно
И темы —
Иррациональны и страшны, —
Чёткие логические схемы
Вещие подсказывали сны…

 

 

 

 

На главную