|
лава Тебе, Господи! И еще дождались мы светлых дней Рождества Христова, повеселимся же
теперь и порадуемся. Святая Церковь нарочно для того, чтоб возвысить наше веселие в эти
дни, учредила пред ними пост — некоторое стеснение, чтобы, вступая в них, мы чувствовали
себя как бы исходящими на свободу. При всем том, она никак не хочет, чтобы мы предавались
услаждению только чувств и одним удовольствиям плотским. Но исстари, наименовав эти дни
святками, требует, чтоб самое веселие наше в течение их было свято, как они святы. А чтоб не
забылся кто, веселясь, она вложила в уста нам краткую песнь во славу рождшегося Христа,
которою остепеняет плоть и возвышает дух, указывая ему достойные дней сих занятия: Христос
раждается — славите и прочее. Славьте же Христа, и славьте так, чтоб этим славословием
усладилась душа и сердце, и тем заглушился позыв ко всякому другому делу и занятию,
обещающему какую-либо утеху.
Славьте Христа: это не то, что — составляйте длинные хвалебные песни Христу — нет; но если,
помышляя или слушая о рождестве Христа Спасителя, вы невольно из глубины души
воскликнете: слава Тебе, Господи, что родился Христос! — этого и довольно; это будет тихая
песнь сердца, которая пройдет однако ж небеса и внидет к Самому Богу. Воспроизведите
немного пояснее то, что совершено для нас Господом, — и вы увидите, как естественно ныне
нам такое воззвание. Чтоб это было для нас легче, приравняем к сему следующие случаи.
Заключенному в темнице и закованному в узы царь обещал свободу... Ждет заключенник
день-другой, ждет месяцы и годы... не видит исполнения, но не теряет надежды, веря цареву слову.
Наконец показались признаки, что скоро-скоро; внимание его напрягается; он слышит шум
приближающихся с веселым говором; вот спадают запоры — и входит избавитель... Слава Тебе,
Господи! — восклицает невольно узник. Пришел конец моему заключению, скоро увижу свет
Божий! Другой случай: больной, покрытый ранами и расслабленный всеми членами,
переиспытал все лекарства и много переменил врачей; терпение его истощилось — и он готов
был предаться отчаянному гореванию. Ему говорят: есть еще искуснейший врач, всех
вылечивает, и именно от таких болезней, как твоя; мы просили Его — обещал прийти. Больной
верит, возникает к надежде и ждет обещанного... Проходит час, другой, более, — беспокойство
снова начинает точить душу его... Уже под вечер кто-то подъехал... идет... отворилась дверь — и
входит желанный... Слава тебе, Господи! — вскрикивает больной. Вот и еще случай: нависла
грозная туча; мрак покрыл лицо земли; гром потрясает основания гор, и молнии прорезывают
небо из края в край: от этого все в страхе, словно настал конец мира. Когда же потом гроза
проходит и небо проясняется, всякий, свободно вздыхая, говорит: слава Тебе, Господи!
Приблизьте эти случаи к себе, и увидите, что в них вся наша история. Грозная туча гнева Божия
была над нами — пришел Господь-Примиритель и разогнал эту тучу. Мы были покрыты ранами
грехов и страстей — пришел Врач душ и исцелил нас... Были мы в узах рабства — пришел
Освободитель и разрешил узы наши... Приблизьте все это к сердцу своему и восприимите
чувствами своими — и вы не удержитесь, чтоб не воскликнуть: слава Тебе, Господи, что родился
Христос!
Не усиливаюсь словами моими привить к вам такую радость: это не доступно ни для какого
слова. Дело, совершенное рождшимся Господом, касается каждого из нас. Вступающие в
общение с Ним приемлют от Него свободу, врачевство, мир, обладают всем этим, и вкушают
сладость того. Тем, кои испытывают это в себе, незачем говорить: "радуйтесь", потому что они
не могут не радоваться, а тем, которые не испытывают, что и говорить: "радуйтесь", они не
могут радоваться. Связанный по рукам и по ногам, сколько ни говори ему: "радуйся
избавлению" — не возрадуется: покрытому ранами грехов откуда придет радость уврачевания?
Как вздохнет свободно устрашаемый грозою гнева Божия? Таким можно только сказать:
"пойдите вы к Младенцу повитому, лежащему в яслех, и ищите у Него избавления от всех
обдержащих вас зол, ибо этот Младенец — Христос, Спас мира".
Желалось бы видеть всех радующимися именно этою радостию и не хотящими знать других
радостей: но не все сущие от Израиля суть Израиль. Начнутся теперь увеселения пустые,
буйные, разжигающие похоти: глазерство, кружение, оборотничество. Любящим все это сколько
ни говори: "укротитесь" — они затыкают уши свои и не внемлют, и всегда доведут светлые дни
праздника до того, что заставят милостивого Господа отвратить очи Свои от нас и сказать:
"Мерзость Мне все эти празднества ваши!" И действительно, многие из наших увеселений
общественных суть воистину мерзость языческая, то есть одни прямо перенесены к нам из
языческого мира, а другие, хотя и позже явились, но пропитаны духом язычества. И как будто
нарочно они изобретаются в большем количестве в дни Рождества и Пасхи. Увлекаясь ими, мы
даем князю мира — мучителю своему, противнику Божию, повод говорить к Богу: "Что сделал Ты
мне рождеством Своим и воскресением? Все ко мне идут!" Но да проносятся чаще во глубине
сердца нашего слова 50-го псалма: оправдится Господь во словесех Своих и победит, внегда
судити Ему...
Нас увлекает просвещенная Европа... Да, там впервые восстановлены изгнанные было из мира
мерзости языческие, оттуда уже перешли они и переходят и к нам. Вдохнув в себя этот адский
угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня. Но припомним 1812 год: за
чем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же
переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начал уже
забываться тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет, а если не опомнимся, кто
весть, может быть, опять пошлет на нас Господь таких же учителей наших, чтоб привели нас в
чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха,
чем кто увлекается к нему. Это не пустые слова, но дело, утверждаемое голосом Церкви.
Ведайте, православные, что Бог поругаем не бывает, и, ведая сие, веселитесь и радуйтесь в
эти дни со страхом. Освятите светлый праздник святыми делами, занятиями и увеселениями,
чтоб все, смотря на нас, сказали: "У них святки, а не буйные какие-нибудь игрища нечестивцев
и развратников, не знающих Бога".
Святитель Феофан Затворник "Домашняя беседа", 1871, вып. 52, с. 1226-1228.
|
|